Настоящая дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» (далее – Программа «Живопись») предназначена для обучающихся художественного отделения МБУДО «Ряжская ДХШ» муниципального образования – Ряжский муниципальный район Рязанской области.
За основу образовательной программы взяты федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:
— выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;
— создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
— приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению творческих работ;
— подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Направленность: художественно-эстетическая.
Новизна: — сроки освоения Программы обучающимися (пятилетнее обучение с дополнительным годом обучения для профессионально-ориентированных обучающихся);
— возраст приема детей в школу в 1 класс для обучения по программе (с 10 до 12 лет); новая структура учебных планов, где присутствуют такие разделы как консультации, аттестация;
— нормирование часов самостоятельной работы обучающихся.
Актуальность:- формирование общей культуры учащихся, эстетического вкуса, культуры свободного досуга;
— развитие целеустремленности, трудолюбия, формирование способности к самостоятельным поступкам и принятию ответственности за их результаты;
— выявление и развитие способности ребенка, формирование потребности самовыражения через творчество;
— осуществление задачи ранней профессиональной ориентации наиболее одарённых учащихся.
Вид: программа является модифицированной. За основу взяты типовые образовательные программы и федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».
Педагогическая целесообразность: занятия изобразительным искусством способствуют приобщению к мировому и национальному культурному наследию.
Цель: целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умении и навыков.
Задачи:
Обучающие:
— приобретение навыков в изобразительном творчестве с их последующим применением;
— обогащение учащихся знаниями в области изобразительного искусства;
— овладение знаниями изобразительной грамоты;
— овладение основами реалистического рисунка и живописи;
— приобретение навыков в области перспективы, грамотного изображения предметов на плоскости и в объёме;
— овладение навыками пространственного и декоративного мышления;
— формирование навыков рисования с натуры, по памяти и по представлению;
— овладению навыками рисования мягкими графическими материалами (уголь, сепия, пастель и т.д.);
— овладение навыками передачи пропорций и движений человека и животных;
— закрепление навыков работы с композицией на листе бумаги.
Развивающие:
— развитие эмоциональности и художественно-образного мышления;
— расширения кругозора, содействие всестороннему, гармоничному развитию личности;
— развитие наблюдательности, творческого воображения, пространственного мышления;
— приобретения навыков последовательности работы ( от общего к частному);
— приобщению к мировому и национальному культурному наследию;
— осуществлению задачи ранней профессиоанльной ориетнации наиболее одарённых учащихся;
Воспитательные:
— практическая подготовка учащихся к жизни в современном обществе, создание условий для успешной социальной адаптации детей:
— воспитание разносторонне образованного человека;
— формирование общей культуры учащихся;
— развитие самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности, внимания, соблюдения правил поведения на уроке, приучение к дисциплине и труду, воспитание чувства товарищества, дружелюбия и отзывчивости;
— организация внеурочной воспитательной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся к искусству;
— формирование личности юного художника, участие в различных конкурсах, посещение выставок, обсуждение прочитанных книг.
Отличительные особенности:
Необходимость модификации типовой образовательной программы вызвана неординарностью контингента учащихся ДХШ по уровню способностей, сформированных вкусов и потребностей.
В связи с этим программа дает возможность преподавателю осуществить дифференцированный подход к каждому ребенку, наиболее точно определить перспективы развития и организовать учебный процесс с учетом способностей учащихся.
Для детей, не проявивших ярких художественных способностей, предполагаются адаптированные варианты заданий в рамках изучаемой темы, отличающиеся более облегчёнными требованиями по сложности и объёму. Для более успевающих учащихся подбираются задания, соответствующие их способностям, умению трудиться желанию достигать более высоких результатов в работе с целью участия в конкурсах, выставках, продолжения обучения в средних специальных, высших учебных заведениях после окончания школы.
Особенности набора: отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие способностей к художественно-исполнительской деятельности.
Возраст: программа предназначена для обучения детей с 10 лет шести месяцев и до 17-18 лет.
Программа включает учебные предметы:
— рисунок;
-живопись;
— аппликация;
— цветоведение;
— композиция станковая;
— история изобразительного искусства;
— беседы по искусству;
— ткачество;
— скульптура;
— пленэр.
Срок реализации:
Срок освоения программы «Живопись» для детей, поступивших в ДХШ в первый класс в возрасте с десяти до семнадцати лет, составляет 5 лет.
Срок освоения программы «Живопись» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, срок обучения может быть увеличен на один год.
Формы работы: урок, проводимый в форме мелкогрупповых и групповых занятий, количество учащихся в группе – 6-10 человек.
Режим занятий: количество часов в неделю определяется учебным планом, разработанным в соответствии с типовыми учебными планами и Уставом ДХШ.
Формы организации деятельности детей: аудиторные, внеаудиторные (самостоятельная работа обучающихся), консультации.
Формы проведения итогов:
Основные способы проверки: основной формой учёта успеваемости является выставление оценок. На протяжении всех лет обучения оценки выставляются по результатам:
— текущих уроков;
— контрольных заданий (в конце каждого полугодия);
— просмотров работ, выполненных в течение каждого полугодия;
— просмотры работ в конце пленэрной практики;
— выпускного экзамена.
Промежуточные способы проверки: участие в различных конкурсах и выставках.