Программа «Палитра»
Общеразвивающая общеобразовательная программа «Палитра» имеет художественную направленность.
В ходе освоения этой программы дети приобщаются к искусству, развивают художественный вкус, познают всемирную культуру, приобретают навыки освоения художественными материалами.
Актуальность данной программы в том, что изобразительное и декоративноприкладное творчество имеет большое значение в развитии и воспитании детей как в младшем школьном возрасте, так и в среднем. Оно способствует развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, цветового восприятия, целостного восприятия в познании мира. Изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество способствуют гармонизации эмоциональной сферы ребенка, его психологической устойчивости.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что на занятиях дети учатся наблюдать, анализировать, запоминать, учатся понимать прекрасное, учатся отличать настоящие произведения искусства от китча и подделок.
Дети учатся ценить, любить и уважать художественное наследие своей страны и мировое искусство, что ведет к совершенствованию гармонично развитой личности.
Так как в системе дополнительного образования мы имеем возможность больше времени и внимания уделять каждому ребенку, обучение является более продуктивным и целесообразным.
Отличительная особенность программы в том, что
она рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста.
Эта программа направлена на систематизированное образование по Основам изобразительной грамотности, основанное на изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика, лепка, беседы о художниках. Ребенок узнает, что такое натюрморт, пейзаж, портрет. Большое внимание уделяется основам станковой композиции, жанровым работам.
Декоративное искусство рассматривается не только в плане освоения определенных прикладных техник, но и освоения определенных теоретических знаний в области декоративной композиции.
Большое внимание уделяется познанию детьми мира и природы окружающих их, иллюстрированию сказок и других литературных произведений. Программа также знакомит с культурой народных ремесел.
Программа дает начальные сведения по построению изображения животных, изучению человека, его пропорций и строения.
Так как группы малочисленные 7-13 человек это способствует лучшему и более углубленному изучению материала, возможности учится не только у педагога, но и друг у друга.
Так же на занятиях дети осваивают не только изобразительную и декоративно-прикладную грамотность , но и учатся оформлять свои работы. Цель программы : развитие творческого потенциала ребенка в процессе обучения.
Задачи обучающие:
-
Сформировать интерес к изобразительной деятельности.
-
Познакомить с различными художественными материалами (графит, фломастеры, восковые мелки, масляная пастель, гуашь, акварель) и различными техниками.
-
Научить работать цветом, смешивать краски.
-
Дать представление основ построения фигур животных и человека.
-
Познакомить с основами композиции.
-
Знакомство с новыми техниками (граттаж, смешанные техники и др.).
-
Показать азы композиции.
-
Дать представление о пропорциях и цветовой гамме.
-
Показать принципы изображения пейзажа, портрета, жанровой композиции.
-
Начать знакомство с жанрами и видами изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт).
-
Познакомить с начальными азами воздушной перспективы;
-
Познакомить с вариантами оформления работ.
Научить работать с различными декоративными материалами. Развивающие:
-
Развитие умения правильно располагать изображение на листе
-
Развитие мелкой моторики.
-
Развитие мыслительных процессов (мышления, памяти, воображения, фантазии).
-
Развитие колористического видения, художественного вкуса.
-
Развитие умения выбирать художественные материалы для выражения своего замысла.
Воспитательные:
-
Воспитание усидчивости, аккуратности, терпения, настойчивости в достижении цели.
-
Воспитание уважительного отношения к своему труду и труду своих друзей.
-
Воспитание умения работать в коллективе.
уметь:
-
соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
-
учиться работать с натуры;
-
доводить работу от эскиза до композиции;
-
использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет).
-
учиться выбирать художественные материалы для выражения своего замысла.
К концу третьего года обучения дети должны знать:
-
различные художественные материалы ( акварель, гуашь, фломастеры, карандаши, тушь/перо, уголь сангина и др.) и способы работы с ними.
-
различные техники ( граттаж, смешанные техники и др.)
-
разные виды построения пейзажа, портрета, жанровой композиции и пр.
-
различные виды оформления работ уметь:
-
работать различными художественными и декоративными материалами
-
уметь применять в работе различные техники (граттаж, смешанные техники и др.)
-
использовать средства художественной выразительности (контраст, форма, пропорции, насыщенность, линия, композиция и т.д.) для создания работ
-
выстраивать композицию работы;
-
самостоятельно соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
-
работать с натуры;
-
выстраивать необходимую гамму;
-
самостоятельно выбирать необходимую художественную технику;
-
творчески использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет).
-
осознанно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла.
Способы определения результативности
В процессе обучения контролируется развитие детей и усвоение ими материала.
Предусматривается проверка текущих результатов (их цель — выявление ошибок и успехов в работе), промежуточных (уровень освоения программы за полугодие) и итоговых (за текущий год).
Проводятся просмотры и выставки работ, во время которых определяются практические умения и навыки детей путем оценки по 5- бальной системе
Сроки реализации программы Программа рассчитана на 3 года обучения.
Полный объем учебных часов — 432 часа.
Оптимальная наполняемость учебной группы 7-13 человек.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся в группах по 7-13 человек в виде бесед, практических и самостоятельных работ, проектов, конкурсов. Формирование учебных групп проводится по возрастному принципу.
При наличии организационно-педагогических условий возможен добор детей в группы в течение учебного года.
Если ребёнок на момент приёма вшколу на обучение по программе «Палитра» имеет начальную художественную подготовку, то он может быть принят на 2 или 3 год обучения.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Программа предусматривает изучение теоретических материалов, закрепление знаний в процессе практической работы и достижение определенного уровня овладения детьми изобразительной прикладной грамотой.
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
-
все виды художественных материалов, их свойства, технику применения;
-
основные и дополнительные цвета;
-
цветовую гамму красок (теплые и холодные цвета);
-
свойства красок и графических материалов;
-
пропорции человека и животных;
-
начальные азы воздушной перспективы;
-
основные жанры изобразительного искусства; уметь:
-
смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
-
правильно использовать художественные материалы;
-
уметь правильно располагать изображение на листе
-
объективно оценивать свою работу.
К концу второго года обучения дети должны знать:
-
средства художественной выразительности (контраст, форма, пропорции, насыщенность, линия, композиция и т.д.)
-
техники граттаж, смешанные техники и др.
-
азы композиции;
-
иметь представление о пропорциях и цветовой гамме;
-
принципы изображения пейзажа, портрета, жанровой композиции